19.04.2017

Третье лицо

Любопытное кино (Третья Персона) получилось у Пола Хаггиса, - относительно зашифрованное, противоречивое и очень ассоциативное. Ассоциаций там полно - культурологических (что позволено художнику, а что нет и тд) и экзистенциальных (как жить после смерти ребенка, если он умер частично по твоей вине и тд).

Не менее любопытные рецензии были написаны в связи с этим фильмом. Много негативных и было видно, что кто-то где-то когда-то написал основной негатив, который авторы помельче растаскивают по своим огородам... ) И тем не менее, я наталкивался на рассуждения о том, как сложно художнику (в данном случае, писателю) делать свой выбор, что может стать его темой, а что нет, но все рассуждения уходили в какую-то общую пустыню фразеологии. Многие восхищались игрой Лиама Нисона, хотя, на мой взгляд, ничего выдающегося он в этом фильме не совершил. Там превосходны вписаны в контекст режиссерского высказывания Адриен Броуди, Оливия Уайлд, Мила Кунис, Моран Атиас и Лоан Шабаноль. Вот они держат высокий игровой градус и приковывают внимание.

Ну так вот, там рассказываются три истории и в условно центральной из них героем является писатель Майкл (Нисон). Если вкратце, то сильно пожилой писатель Майкл занимается сексом со своей молодой любовницей Анной (Уайлд), та паралельно занимается сексом со своим отцом, Майкл пишет книгу, в которой описывает эти непростые связи, причем так, что его герои и героини легко узнаваемы, он даже не постарался изменить их имена. Анна узнает об этой книге из дневника Майкла и в шоковом состоянии идет по улицам города.

Мне показался странным удивительный такт наших сетевых рецензентов, которые, как правило, бросаются на любые пикантные ситуации. А тут все пишут о сложных отношениях, о непростых коллизиях, о трудном выборе писателя и ни слова, ни на намека на кровосмесительные связи героини. Правда, я не листал серьезные журналы о кино, речь о сетевых кинокритиках, но все же... уж они то должны были перелопатить эту линию. Похоже многие смотрели этот фильм очень рассеянным глазом и не просекли, как говорится, фишку... )

Я также заметил в критических описаниях полное отсутствие морально-этических оценок. Словно отрезано... Я снова не понимаю, в чем тут дело и даже ощущаю себя неким ... эээ... моралистом штоле, хотя никогда таким не был... ) Видимо Хаггис настолько специфически и медленно раскрывает подлинную сущность Майкла, что многие так и не поняли, насколько малосимпатичен это старый жуир, бросивший жену ради любовницы и тем не менее, посылающий ей черновик своего романа на одобрение. Хаггис, на мой взгляд, подстроил маленькую ловушку зрителю: он сначала показывает симпатягу-писателя, к которому в отель приезжает молодая любовницу, проводит их через ряд забавных и бурных сцен, зритель привыкает к ним и начинает симпатизировать герою, а когда происходит сбрасывание маски и раскрытие отвратительной сути зритель не понимает этого, тем более, что Хаггис снимает все сцены сложновато, странно и почти загадочно, нагнетая такой флёр полутайны, что понять суть и в самом деле не просто.

Есть еще одна ловушка для зрителя, которая заставляла меня улыбаться. Майкл, получивший за свой первый роман Пулитцеровскую премию, явно исписался, дела на литературном фронте идут у него все хуже и хуже и вот Хаггис показывает "творческие муки" писателя, вот он сидит перед ноутом, крупным планом непроницаемое лицо, вот снова монитор ноута и Майкл медленно печатает какую-нибудь глубокомысленную банальность, типа "белый цвет - цвет доверия" или "белый цвет - это цвет лжи, которую он внушил самому себе"... и некоторые рецензенты подхватывали эту фразу и начинали ее развивать в некую философию... ) Добро бы еще Майкл написал великий роман, от которого попадали бы в катарсис все читатели и академии, но нет, это роман "о котором через полгода будут трепаться во всех салонах Нью-Йорка", не более.

В общем, это и в самом деле странный фильм. Как бы там ни было, это лишь одна часть проблемы отцов и дочерей, поднятая в этом фильме. Есть там и более драматические линии и смешные детали и персонажи, по крайней мере для меня. Например, бармен из бара "Американа" в Риме, который смотрел на посетителей своего заведения, как на персональных врагов и обслуживал их  с видом глубоко оскорбленного эстета.

По-моему, это незаслуженно недооцененное кино.



Комментариев нет:

Отправить комментарий